Загрузка…
Во время искусственного выведения пчелиных маток большую роль играет создание семьи-воспитательницы у пчел. Рой формируют, чтобы создать необходимые условия для выращивания личинок матки и воспитать молодое поколение.
Зачем создают пчелиные семьи-воспитательницы
Особенности подготовки семьи-воспитательницы
Семью-воспитательницу создают для постройки маточников и выкармливания будущих пчелиных маток.
В их обязанности также входит обеспечение маток необходимым уходом и способствование их физическому развитию.
Чтобы вывод маток был эффективным, в качестве воспитателя выбирают сильную семью, в которой много пчел-кормилец. Для получения полноценных самок пчеловод должен придерживаться таких условий:
- в пчелиной семье должны быть особи всех возрастов;
- самка должна быть немолодой;
- все взрослые пчелы и расплод должны быть здоровыми: любое заболевание негативно влияет на вывод маток;
- ульи должны быть подготовлены для зимовки, в них должно находиться достаточное количество доброкачественных кормов.
Для вывода маток нельзя брать отводки или семьи-налеты, т. к. у них нарушен правильный возрастной состав. Также нельзя допускать, чтобы такие семьи сами выводили себе маток.
Обязательно подкармливать семьи-воспитательницы весной, чтобы стимулировать работу матки. Большое значение для успешного вывода имеет удаление самки и всего открытого расплода за сутки до дачи личинок и создание из них отдельной семьи.
Для этого рамку с пчелиными особями помещают в новый улей, куда также приводят молодых пчел из другой сильной семьи. Когда семья остается без матки, она вынуждена выводить себе самку самостоятельно, поэтому ее и называют воспитательницей.
Семью-воспитательницу создают для постройки маточников и выкармливания будущих пчелиных маток
Подходящие семьи для воспитания
Лучшими воспитателями становятся семьи, у которых выращивается большое количество расплода. Из материнской семьи берут маточных личинок и отдают им на воспитание. Многие пчеловоды хотят выращивать маток в семействах, которые каждый год производят большое количество меда. Несмотря на продуктивность таких роев, они не способны надлежащим образом ухаживать за личинками маток.
К каждой пчелосемье нужно подходить индивидуально, у них по-разному проявляется инстинкт размножения.
Условия подготовки
Подготовка семьи воспитательницы требует соблюдения таких условий:
- Если пчелы начали откладывать яйца в соты, через 3 дня можно приступать к подготовке семейства для воспитания.
- Обязательно избавиться от самки, отложенных ею яиц и вышедших из них личинок. Если пропустить какие-то яйца или личинки в сотах, пчелы не примут других личинок, помещенных ульи для воспитания. Оставляют только крытые сотовые ячейки.
- Для поддержания необходимой температуры в пчелином гнезде выбирают для воспитания семейство с расплодом. Печатный расплод создает температуру до 35°С, от его наличия зависит качество воспитывающих маток. При отсутствии любого расплода температура в гнезде не поднимается выше 33°С.
- При формировании пчелиного гнезда нельзя смешивать разные расплоды. На рамке должен быть только печатный (крытый).
Чтобы на рамках был только крытый расплод, гнездо специальной решеткой разделяют на 2 части, в одну из которых помещают матку с рамками, а в другую — рамки с открытым расплодом.
Это следует делать за 2 недели до создания семейства-воспитательницы.
При таком разделении гнезда расплод становится закрытым уже через 9 дней, а рамки, которые остаются в воспитательнице, образуют отдельное семейство.
Подготовка семьи при раннем выводе
Когда происходит формирование нового семейства с пчеломаткой и рабочими особями, пчелиный рой ослабевает. Чтобы этого избежать, рамку с открытым выводом помещают в другое семейство.
Самка должна находиться среди сильных пчел. При нехватке рамок берут еще несколько, добавив туда пыльцу, собранную насекомыми с цветков растений, или мед.
Следят, чтобы все гнездо было укрыто пчелиными особями.
Только при наличии в гнезде воспитывающих пчел меда, пыльцы и крытого расплода личинки самок будут прокормлены. В идеале в одном семействе должно быть 7 пчел, полностью занимающих пространство между рядом с размещенными сотами, и 2 рамки, в которых должно быть не меньше 10 кг пыльцы и меда.
Все рамки с крытым расплодом располагают поочередно, разбавляя их рамками с племенными личинками. Гнездо обязательно утепляют. Если воспитательница долго будет находиться в условиях сиротства, пчелы начнут покидать свой улей и улетать на другие. Чтобы этого не допустить, гнездо готовят вечером, а поутру помещают туда маточных личинок.
Способы формирования семьи-воспитательницы
Для вывода самок формируют семью для их воспитания разными способами:
- Создание безматочной семьи с разновозрастными особями. Этот способ подходит для небольшого маточного вывода. Потребуется сделать 4 особые, наиболее крупные ячейки в пчелиных сотах, где будут выводиться пчеломатки. Следят, чтобы пчелы побывали на всех сотах. С одной стороны устанавливают соты с пыльцой и медом, а по центру — крытый расплод. В течение 10 дней периодически добавляют новые маточники. Уже через 7 дней на плоскости сот должны появиться молодые личинки.
- Создание семейства для воспитания без самки и открытого расплода. Этот метод подойдет для беспрерывного вывода пчеломаток. Размножающаяся пчелиная самка будет выращивать личинки даже при отсутствии открытого расплода. Семейство создают накануне помещения к нему личинок, в гнезде должно остаться всего несколько свободных сот. С помощью специальной решетки гнездо делят на части: соты с открытым расплодом размещают по бокам, а матку оставляют в центре, рядом должна быть еда.
- Создание семьи с маткой и разновозрастным расплодом. Такой способ не подразумевает создания условий сиротства. Пчелиное гнездо также разделяют решеткой на части, и процесс вывода происходит на участке без решетки. К такому методу формирования воспитательницы прибегают редко, т. к. полученный выводок не соответствует нормам. Данный способ используют в качестве дополнения к другим.
Любой из указанных способов формирования семейства для воспитания требует создание сильной пчелиной семьи, поэтому ее формируют из пчеломатки и небольшого количества открытого или крытого расплода. Благодаря такому составу, маточные личинки будут выкормлены.
Использование семьи-стартера
Хорошим вариантом для эффективного вывода самок является сочетание семейства воспитательницы со «стартером».
«Стартер» — это семья без матки и открытого расплода, в которой находятся не менее 10 улочек с крытым расплодом, 8-10 кг меда и 2 перговых сотов.
Такие пчелиные семейства не могут закладывать маточники на своем расплоде, но легко принимают на воспитание личинок, которых к ним помещают.
Однако «стартер» не в состоянии самостоятельно выкормить и воспитать большое количество личинок до высококачественных маток.
Через сутки рамки с личинками следует передать на доращивание воспитательницам, а в гнездо к «стартеру» поместить следующую партию личинок. Чтобы упростить процесс, соединяют семью «стартера» и воспитательницу.
Их сочетание дает возможность получить необходимое количество здоровых полноценных неплодных самок. Обязательно в их гнезде должен быть запас меда, перга и сироп из сахара.
Хорошим вариантом для вывода самок является сведения семейства воспитательницы со «стартером»
Создание семьи без удаления маток
Если самок оставляют в гнезде, воспитывающие пчелы должны быть сильными. Есть несколько факторов, способствующих увеличению силы насекомых перед зимовкой:
- наличие полноценной матки;
- количество сотов, совпдающее с количеством особей;
- наличие нектара и меда для питания;
- наличие дополнительного питания при нехватке медосбора;
- наличие необходимых углеводов и белковых компонентов.
Увеличить семейство возможно путем его объединения с другими семьями. Есть несколько способов это сделать, но при любом варианте придется оставить во главе роя старую самку. Эффективный способ — обработать улей какими-либо ароматными маслами или другими веществами и вечером поместить туда новых особей. Некоторые пчеловоды для расширения семейства используют пчелиных доноров.
Старых и перезимовавших насекомых заменяют новыми, молодыми. Важно успеть сделать это до середины мая, чтобы весенний вывод начался вовремя. После появления трутневых личинок начинается создание семейства для воспитания. Чтобы ускорить процесс, пчелиные гнезда утепляют, создают на пасеке подходящие условия для преждевременной выставки пчел из зимовника.
формирую семьи-воспитательницыВывод маток. Сборка семьи-воспитательницы.Как делать семью воспитательницу и прививать на неё новых пчелиных маток!
Заключение
Семья-воспитательница нужна при искусственном выводе пчелиных маток. Ее создают из сильных пчел, которые в состоянии выкормить и вырастить маточных личинок до полноценных самок. Существуют разные способы формирования такого семейства, которые отличаются подходом к его созданию. От способа и выполнения условий подготовки роя зависит качество будущих маток.
Источник: https://medovoehobby.ru/pchelovodstvo/semyavospitatelnica.html
Подготовка семьи-воспитательницы для вывода пчел-маток
Вывод маток складывается из двух приемов — подготовки семьи-воспитательницы, т. е. семьи, которая непосредственно выкармливает маток, и подготовки личинок 1—2-дневного возраста, из которых семья-воспитательница выращивает маток от выделенной на племя семьи.
Для вывода маток следует выбирать сильные семьи, в которых имеется избыток пчел-кормилиц; такие семьи плотно покрывают не менее 12 гнездовых рамок. Чтобы семья-воспитательница выкормила полноценных маток, она должна состоять из пчел всех возрастов.
Семьи, у которых нарушен нормальный возрастной состав (отводки или семьи-налеты), нельзя брать для вывода маток. Не следует также подобным семьям позволять самим выводить себе маток.
Подготовка семьи-воспитательницы заключается в том, что за сутки до дачи личинок у нее отбирают матку и весь открытый расплод. Из отобранного расплода с маткой организуют новую семью. Для этого рамки с расплодом и маткой, покрытой на соте большим сетчатым колпачком, помещают в новый улей и туда же стряхивают молодых пчел из середины гнезда какой-либо другой сильной семьи.
Эти пчелы будут выращивать расплод, отобранный от семьи-воспитательницы. Перед тем, как стряхивать пчел, каждую рамку тщательно осматривают, нет ли на ней матки, чтобы случайно не стряхнуть матку вместе с пчелами. Заселенный улей относят на новое место, добавляют с краев расплода рамки с медом и пыльцой и тщательно утепляют.
На другой день, когда старые пчелы слетят обратно в свой улей, матку выпускают из колпачка.
При описанном способе подготовки семьи-воспитательницы от нее отбирают весь или почти весь расплод (чтобы удалить полностью открытый расплод). При наличии печатного расплода в гнезде пчелы поддерживают более высокую и более устойчивую температуру (34—35 ).
При выводе же маток в гнезде без печатного расплода температура в нем колеблется в пределах 30—33°, падая иногда ночью даже до 24°. Развитие маток в таких условиях задерживалось на три дня и больше.
Средний вес выведенных маток в гнезде с печатным расплодом составил 192,7 мг, без расплода 172,6 мг (по количеству яйцевых трубочек большой разницы не получено).
Эти опыты показали также, что наличие расплода во время кормления маток желательно.
Средний вес маток, находившихся среди печатного расплода до запечатывания маточников (затем расплод отобрали), был равен 183,1 мг; вес же маток, кормившихся без печатного расплода, но находившихся среди печатного расплода после запечатывания маточников, составил 171,6 мг. Равным образом замечено, что пчелы больше принимают личинок для вывода маток, если их помещать между сотами с расплодом.
Кроме того, в семье-воспитательнице, у которой отобран весь расплод, не будет естественного пополнения молодых пчел и, следовательно, в семье сразу будет нарушено нормальное соотношение возрастов.
Семья, лишенная расплода, быстро ослабевает, Поэтому нельзя от семьи-воспитательницы отбирать весь расплод, если желательно иметь высококачественных маток. Семье надо обязательно дать не менее двух рамок, сплошь занятых печатным пчелиным расплодом.
Если в семье-воспитательнице не окажется рамок, занятых только печатным расплодом, то необходимо осмотреть другие сильные семьи на пасеке и в них подыскать подходящие соты.
Можно заранее подготовить гнездо семьи-воспитательницы так, чтобы сосредоточить весь открытый расплод в одном месте на нескольких сотах и иметь возможность, отобрав эти соты, оставить в улье весь печатный расплод. Сделать это можно с помощью разделительной перегородки или изолятора для матки. Подготовку семьи-воспитательницы в таком случае начинают не за один, а за девять дней до намеченной даты закладки вывода маток.
Для этого за девять дней до закладки вывода маток гнездо семьи надо перегородить на два отделения — меньшее на 3—4 рамки, куда поместить матку и преимущественно зрелый расплод, и большее, куда составить все остальные рамки с расплодом. Через девять дней весь открытый расплод в семье будет сосредоточен только на 3—4 рамках с маткой (их отбирают).
Все же остальные рамки будут содержать только печатный расплод и их оставляют в гнезде семьи-воспитательницы. Передовые пчеловоды предпочитают для искусственного вывода маток брать высокопродуктивные семьи, находящиеся в начальной стадии роения, биологически подготовленные для вывода маток.
Лучше снабжают личинок кормом сильные семьи с большим количеством молодых пчел и расплода, а также семьи, находящиеся в предроевом и роевом состоянии.
Применяется еще следующий способ. От семьи отбирают матку, и пчелы закладывают свищевые маточники. Через 5—6 дней все свищевые маточники вырезают и дают семье планово подготовленных личинок для вывода маток.
При составлении гнезда семьи-воспитательницы обращают особое внимание на количество меда и пыльцы, оставляемое в рамках. На всех сотах гнезда должно находиться не менее 6 кг меда. Две рамки должны быть с пергой свежего сбора.
Если в гнезде меньше 6 кг меда или мало перги, то подставляют недостающее количество от какой-либо сильной здоровой семьи на пасеке. При выводе маток весной или осенью (в конце взятка) семьям-воспитательницам дают ежедневно по 300—500 г медовой подкормки и три раза по 300—500 г медоперговой смеси.
Опыты показали, что при позднем выводе маток две семьи, получавшие медоперговую смесь, выкормили 38 и 20 маток; контрольная же семья, не получавшая подкормки, выкормила всего лишь шесть маток.
Источник: http://www.meedov.ru/pedigree/queenbreed/6.html
Семья — воспитательница
Создание семей-воспитательниц – наиболее ответственная часть работ при искусственном выводе пчелиных маток.
Задача семьи-воспитательницы – отстраивать маточники и выкармливать будущих пчелиных маток. Для этого она должна обеспечить будущим маткам идеальный уход, дать им хорошее физическое развитие. Опытный пчеловод уже с осени определяет сильную семью, будущую семью-воспитательницу.
Успех весной будет зависеть от трёх условий:
- семья должна быть с немолодой маткой;
- на зимовку в гнезде должны быть доброкачественные корма в достатке;
- семья должна быть здоровой, любое заболевание взрослых пчёл и расплода может отрицательно сказаться на выводе маток.
Весной семью следует подкармливать, чтобы активизировать работу матки. Когда наступит время вывода маток, семья будет иметь достаточное количество разновозрастного расплода (8-10 сотовых рамок) и много молодой пчелы.
Применяя один из многочисленных способов вывода маток, из семьи убирают “царицу”. Теперь это безматочная семья, вынужденная выводить себе матку. Поэтому такая семья называется воспитательницей.
Наиболее хорошими семьями-воспитательницами являются такие пчелиные семьи, которые выращивают много расплода. Часто приходится сталкиваться с такими пчелиными семьями, которые ежегодно дают много мёда. Пчеловоду, естественно, хочется вырастить маток именно в такой семье, чтобы улучшить медопродуктивность пасеки.
Но, к сожалению, такие семьи плохо приспособлены к уходу за маточными личинками.
Предпочтение следует отдать семье, которая выращивает много расплода, а личинки для вывода маток дают на воспитание, взяв из материнской семьи.
Безусловно, в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход. Надо помнить, что каждая пчелиная семья – это индивидуальность и инстинкт размножения проявляется по-разному.
Когда в семье-воспитательнице родившаяся матка оплодотворится и начнёт откладку яиц, пчелосемья становится полноценной производственной единицей. Ей присваивается порядковый номер.
Пчёлы-кормилицы
Пчёлы-кормилицы – это молодые рабочие пчёлы, средний возраст которых до 17 дней. Именно в этом возрасте они способны вырабатывать маточное молочко. Самым благоприятным временем для организации семей воспитательниц является не главный взяток, когда инстинкт добычи кормов главенствует над инстинктом размножения.
Лучшее время для вывода маток – поддерживающий взяток, когда кроме нектара в улей поступает много пыльцы. Молодые пчёлы-кормилицы потребляют много белкового корма, а это способствует продуцированию маточного молочка.
Пчёлы-кормилицы должны полноценно питаться белковыми и углеводными кормами. Только в этом случае от семьи-воспитательницы можно ожидать оптимального ухода за личинками. Создавая семьи-воспитательницы, пчеловод должен правильно определить их обеспеченность кормами.
Создание отцовских пчелосемей
“Отцовская” пчелосемья. Почему она так называется? По названию можно подумать, что там живут одни трутни. Это не так. Отцовской её называют потому, что в хорошей племенной семье выводят ранних трутней.
Отобранная пчелосемья обильно обеспечивается кормами, хорошо утепляется. Кроме того, для вывода мужских особей нужны особые соты – рамки с трутнёвыми ячейками. Ставятся они в центр пчелиного гнезда. Достаточно одной “строительной рамки”, полученной в предыдущие годы и хранящейся отдельно, чтобы легче было найти.
Здесь уместно познакомиться с термином “строительная рамка”. Строительная рамка – это обычная ульевая рамка с натянутой проволокой, но без вощины.
В роевую пору при хорошем взятке её ставят в гнездо, пчёлы отстроят только трутнёвые ячейки. Но надо успеть своевременно убрать рамку на склад, пока матка не засеяла ячейки неоплодотворёнными яйцами.
Именно такие рамки и годятся для вывода ранних трутней в отцовских семьях на протяжении ряда лет.
Создание *отцовских семей в зависимости от погодных условий начинают в первой декаде мая.
Трутней в отцовских семьях пчеловод стремится получить для того, чтобы они на две недели раньше смогли оплодотворить выведенных весной маток, пока в рядовых семьях, при худших условиях трутней ещё нет.
Хорошие трутни – хорошее потомство по отцовской линии. В противном случае породный состав пасеки может даже ухудшиться.
Особо подчёркиваю, что трутни рождаются на 24 день после откладки маткой яйца, а матка – на 15-16 день. Значит, если в один день начать вывод маток и трутней, то вышедшая почти на 10 дней раньше матка не сможет оплодотвориться в оптимальные сроки из-за отсутствия мужских особей.
Таким образом, своевременное и правильное создание “семей-воспитательниц” и “отцовских семей” имеют большое значение в матководстве.
Источник: https://DoroshenkoAA.ru/tekhnologii/semya-vospitatelnitsa
Роль семьи и её функции в воспитании личности дошкольника
Роль семьи и её функции в воспитании личности дошкольника
Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни. Воспитание начинается в семье.
Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе.
И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.
Основная функция семьи – обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве, воспитании детей.
Общение в семье обеспечивает согласованность и целенаправленность усилий супругов для достижения тех или иных целей, важных для семьи, а также для удовлетворения индивидуальной потребности личности в духовной близости с любым человеком.
В ходе такого общения супруги обмениваются сокровенной и значимой только для них информацией, сопереживая, еще лучше понимают друг друга, обогащаются интеллектуально и нравственно. Духовное общение у супругов неразрывно связано с интимным.
Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Появление детей в семье выдвигает на первый план функцию воспитания и быта.
В молодой семье на первом месте может быть секс, а в пожилой — нет. При капиталистических отношениях в государстве статусная функция семьи выше, чем при социалистических. Это связано с тем, что семья для многих — источник могущества и наследства.
Семьи, адекватно выполняющие все или большинство функций, называются функциональными. В случае нарушений многих функций (особенно приоритетных) такие семьи называют дисфункциональными.
Семейные функции являются основным предметом работы психологов, занимающихся семейным консультированием.
Частично нижеперечисленные функции пересекаются, например воспитательная и обучающая, экономическая и хозяйственно-бытовая, однако предмет каждой функции уникален, поэтому их не следует смешивать
[Андреева 2004:152]. Остановимся на каждой из этих функций более подробно.
Прежде всего, охарактеризуем функцию физического развития. Под физическим развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день.
Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребенка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков – сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни.
Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Для более старшего ребенка показательным будет собственный пример родителей.
Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.
Становление личности. В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками. Происходит этот процесс по двум основным направлениям:
-
Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.
-
Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.
Такое семейное взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль.
Коррекция культуры поведения и нравственность Культура поведения – это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста.
При этом взрослые делают следующее:
- — обучают ребенка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы;
- — учат ребенка правилам этикета и доброжелательному общению; рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге;
- — обучают правилам личной гигиены.
- Фактически так у ребенка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены.
Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам.
Формирование любознательности и творческих интересов. Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка.
У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями.
Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей.
Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.
Репродуктивная функция.Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения. Воспитательная функция.Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной ненавистью, это тоже надо учитывать. Обучающая функция.В семье происходит обучение подрастающего поколения.
Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п. Коммуникативная функция. Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением.
Взаимное культурное и духовное обогащение. Важно понимать, что русское слово «общение» и латинское «communicatio» происходит от «общее». То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека[Андреева 2004:158]. Функция эмоционального удовлетворения.
Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи — это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Духовно-психотерапевтическая функция.Духовное общение — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая — позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы. Развлекательно-рекреативная функция.
Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга. Хозяйственно-бытовая функция.Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья — хозяйственно-бытовыми способами.
Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета. Экономическая функция.Ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними.
Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности [Андреева 2004:161]. Статусная функция .
Передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной страте и др. Особенно велико место этой функции в классовых обществах. Функция первичного социального контроля. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.
) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья — малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами.
Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений. Функция социализации.Центральное место в социализации занимает семья .
Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. Защитная функция.
Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Функция объединения усилий. Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность.
Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Обучение. Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт. Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.
Источник: https://infourok.ru/rol-semi-i-eyo-funkcii-v-vospitanii-lichnosti-doshkolnika-714308.html
Функции семьи. Основные и вторичные функции семьи
Семья представляет собой социальный институт, наделенный различными функциями, которые постепенно изменялись в историческом развитии.
Функции семьи делят на основные и вторичные. Основные функции представлены на всех этапах развития семьи, роль вторичных функций возрастала или уменьшалась в разные исторические периоды.
Основными функциями семьи являются репродуктивная, воспитательная и хозяйственно-экономическая функции.
Репродуктивная функция
Репродуктивная функция отвечает за биологическое воспроизводство населения (деторождение) и является одной из важнейших функций. Так же репродуктивная функция регулирует сферу сексуальных отношений супругов, которая является важной для гармоничных и здоровых отношений. В основе репродуктивной функции должны учитываться индивидуальные запросы и права каждого из супругов.
Социальная политика большинства стран мира направлена на поддержку родительства как цели создания семьи. Сегодняшняя демографическая ситуации характеризуется следующими аспектами:
- непрекращающимся падением рождаемости в индустриально развитых странах, как следствие – не обеспечение воспроизводства населения;
- старением населения в индустриально развитых странах при тенденции увеличения продолжительности жизни граждан;
- абсолютным и относительным сокращением части трудоспособного населения.
В российской семье так же наблюдается снижение рождаемости из-за наличия социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается наше общество в последние десятилетия.
На снижение рождаемости влияет множество факторов, среди которых — нерешенность жилищной проблемы, низкий уровень жизни семьи, рост безработицы, особенно среди женщин, алкоголизм членов семьи и другие. Решение всех этих проблем требует выработку грамотной и долгосрочной государственной политики, которая будет направлена на охрану семьи, детства и материнства.
Воспитательная функция
Воспитательная функция (функция социализации) направлена на передачу детям общепризнанных социальных ценностей, обучение детей социальным ролям, признанным в обществе.
Социолог Т. Парсонс отмечал, что первичная социализация, которая осуществляется в семье, положительно влияет на весь последующий процесс включения личности в общественные структуры. Именно с детства ребенок усваивает ценности и нормы, которым потом руководствуется в жизни.
В истории известны факты, когда роль первичной социализации возлагали на государство (система общественного воспитания в СССР и культурная революция в КНР, кибуцы в Израиле и социалистические эксперименты в Швеции). Однако все эти попытки показали свою несостоятельность и неэффективность.
Нельзя оставить без внимания факты негативной социализации в неблагополучных семьях. В России особого внимания требуют проблемы беспризорничества, алкоголизма и наркомании в семье, малолетней преступности и детской проституции.
Хозяйственно-экономическая функция
Хозяйственно-экономическая функция семьи связана с ведением домашнего хозяйства, организацией семейного потребления, формированием семейного бюджета, разделением обязанностей по дому и т.д.
В доиндустриальном обществе семья представляла собой основу экономической ячейки общественной жизни.
С переходом к индустриальной стадии развития, данная сторона семьи минимизируется, семья превращается из производительной ячейки общества в потребительскую.
Члены семьи должны теперь больше работать вне дома, чтобы получать средства для покупки количественно и качественно возрастающего набора товаров и услуг.
Важно отметить, что занятость в общественном производстве одних членов семьи является условием обеспечения жизнедеятельности других (детей, инвалидов, стариков и других). В каждой семье происходит взаимный обмен услугами, именно поэтому необходимо разделение домашних обязанностей между членами семьи.
Так же в хозяйственно-экономическую функцию семьи входит передача имущества и финансовых сбережений детям по наследству. Если в советское время этот аспект не был отражен в законе, то в сегодняшней российской правовой системе он обрел легитимность и отражение в законодательстве.
Функция эмоционального и духовного общения
Функция эмоционального и духовного общения является одной из основных функций, т.к. в семье человек получает помощь и поддержку, удовлетворяет свои потребности в эмоциональном общении и взаимопонимании. Если в семье не хватает тепла, любви и взаимопонимания, то в этой семье чаще будут проявляться поведенческие и эмоциональные трудности.
Семья обеспечивает эмоциональную стабильность не только своих членов, но еще и тех людей, с которыми она взаимодействует. Совместное проведение досуга членов семьи усиливает их сплоченность, способствует пониманию друг друга.Благодаря данной функции в значительной степени создаются благоприятные условия для реализации целей, поставленных семьей.
Функция эмоционального и духовного общения реализуется более успешно, если семья поддерживает широкие контакты и дружественные отношения со своими родственниками (бабушками, дедушками, дядями, тетями, племянниками и т.д.)
Вторичные функции семьи
К вторичным функциям семьи относят статусную функцию, функцию первичного социального контроля, досуговую функцию.
Статусная функция связанна с тем, что принадлежность к семье позволяет человеку подтвердить и закрепить занимаемые им позиции (традиционное общество), либо даже продвинуться в социальной иерархии (современное общество). В некоторых странах наличие семьи служит фактором уважения и престижа не только в глазах общества, но и в собственном понимании.
Функция первичного социального контроля регламентирует поведение семьи через взаимную ответственность и обязательства в отношениях между ее членами, с учетом возраста, занимаемого места в структуре семьи и выполняемых ролей. В случаях нарушения членом семьи общепринятых социальных норм первичный контроль семьи поддерживается правами и моральными санкциями общества.
Досуговая функция обеспечивает организацию досуга в семейной группе, совместное времяпрепровождение членов семьи на основе взаимных интересов.
Этот перечень функций не является исчерпывающим, он может быть продолжен, однако все другие функции будут, в той или иной степени, модификациями уже рассмотренных.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/funktsii-semji/
Глава 12. Семейное воспитание
Люди, воспитанные без родительской
ласки, часто искалеченные люди.
А. С. Макаренко
1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности
2. Характеристика семейной политики и демографии в России
-
Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе.
-
Семейное воспитание и семейное право.
Базовые понятия:семья, семейное воспитание, функции семьи, типы семейного воспитания, типы семьи, педагогическая культура родителей, семейное право.
1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности
Семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести.
В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения.
Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Так, честолюбивые родители нередко в такой степени подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них чувства неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.
В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет тс или иные стороны ее функционирования и развития.
Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.
Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают.
К основным функциямсемьи относятся:
- генеративная функция,обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Семья без детей духовно неполноценна.
На выполнение семьей своей генеративной функции оказывает влияние качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране и др. По оценкам экспертов, 10—15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания и т. д.;
- функция первичной социализациивоспитанников обусловлена тем, что родившиеся дети несут в себе только задатки, предпосылки, признаки «человека разумного». Для того чтобы ребенок постепенно входил в общество, чтобы его задатки проявились, необходимо общение и деятельность именно в семье как первичной и первоначальной социальной единице.
Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми ее членами;
- экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в российском обществе, вновь активизируют те стороны экономической и хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях;
- гедонистическаяфункция, которую также принято называть функцией здоровых сексуальных отношений, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также важно, как потребности в еде, жилище и т. д. Поверхностное отношение к физической близости, нерегулярные отношения со случайными партнерами вне семьи не только лишают физическую любовь ее психологического богатства и глубины, но и влекут за собой печальные криминальные или медицинские последствия;
- рекреационная и психотерапевтическаяфункция семьи объясняется тем, что семья — это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и т. д. Здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не всегда дружелюбного внешнего мира.
Воспитание детей — не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание — часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная.
Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности.
Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.
Семья — основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в последующие периоды. В процессе семейного общения передастся жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.
Таким образом, семейное воспитание— это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.
Семейное воспитание — это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
- Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
- Каковы же задачи семейного воспитания? Они состоят в том, чтобы:
- • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.
Наиболее общими принципамисемейного воспитания являются:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений в семье;
- оптимальность взаимоотношений в семье;
- последовательность старших в своих требованиях;
- • оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.
- Кроме этих принципов, существует ряд частных правил, не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, не морализировать, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.
- Содержание семейного воспитанияохватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое и др.
Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитания. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.
В последние годы возрастает роль религиозного воспитания в семье с его культом человеческой жизни и смерти, с множеством таинств и обрядов.
В основе семейного воспитания лежит любовь к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания.
Безнадзорность, бесконтрольность.Этот тип чаще всего характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям. Как правило, в таких семьях дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среды («уличных компаний» и др.).
Гиперопека.При данном типе жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В результате этого ребенок постепенно становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя.
Часто у детей, особенно у подростков, это выливается в бунт против родительского засилия, они могут принципиально нарушать запреты. Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумира» семьи.
Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется.
Воспитание по типу Золушки. Такой тип семейного воспитания характеризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоциональной отверженностью.
Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше.
Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.
«Жесткое воспитание». За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский отмечал, что страх — самый обильный источник пороков: жестокости, приспособленчества, угодничества и др.
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности.
С малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы.
В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких В таких случаях возможны невротические срывы, трудно складываются отношения с окружающими.
Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов семейного воспитания, связанный с физическими наказаниями детей, когда на детей воздействуют с помощью страха.
Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физическим наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими.
Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений — вот залоги эффективного семейного воспитания.
Источник: https://studfile.net/preview/5246750/page:26/