01.08.2017
Поведение пчелы внутри и снаружи гнезда (улья) обусловлено совокупностью рефлексов на те, или иные раздражители. У насекомого различают врожденные (безусловные) рефлексы и приобретенные (условные), которые пчела получает в результате своего небольшого жизненного опыта.
В комплект безусловных входит ухаживание за маткой, кормление подрастающего поколения, формирование сот и прочие виды работ. А вот научиться отличать цветы одного растения от другого — этот навык вырабатывается у пчелы лишь в процессе жизнедеятельности.
Поведение пчелы и ориентирование на местности
Пчелы, особенно юные, еще во время первых тренировочных облетов стараются запомнить место расположения своего гнезда, и используют для этого различные ориентиры (деревца, кусты, соседние ульи, прочие предметы и объекты окружающего мира).
Пасечники однажды провели такой эксперимент: они передвинули улей всего на метр (!) в сторонку и возвращающиеся с промысла пчелы, сбитые с толку, не смогли сразу попасть внутрь, а если переместить улей на куда более значительное расстояние, насекомые его, скорей всего уже не найдут.
Похожая ситуация происходит и с месторасположением летка (отверстие на улье для вылета пчёл). Если переместить леток в другое место (повернув или приподняв улей) пчелы не смогут попасть в него. Та же история будет, если поменять цвет улья (перекрасить) или произвести изменения в окружающей обстановке (например, вырубить кустарники и деревья вокруг).
Сбор пыльцы и нектара
Примечательно, что отправляясь на промысел, рабочая пчела старается придерживаться цветущих растений одного рода. К примеру, обрабатывая цвет липы, насекомые не переключаются на другие растения, а будут проделывать свою работу, пока липовый цвет не отцветет. Та же ситуация происходит и с другими культурами (например гречихой или подсолнечником).
Данный факт имеет важное биологическое значение, поскольку пчелы являются основными опылителями большинства культурных растений.
Насекомые могут резко переключаться с одного вида на другой лишь тогда, когда цветов, а соответственно нектара и пыльцы в месте сбора недостаточно. В этом случае пчелы – разведчицы начинают активный поиск новых цветочных плантаций. Как только разведчицы находят новую кормовую базу, они собирают сладкий нектар и спешат домой, чтобы поделиться хорошей новостью с другими пчелами.
Месторасположение цветущих растений пчела запоминает по конкретным ориентирам (постройка, лес, водоем, дорога и так далее) и по направлению солнечных лучей.
Причем последние работы знаменитого австрийского этолога Карла фон Фриша доказывают, что наземные ориентиры имеют для ориентации пчел гораздо большее значение, чем тот же солнечный свет.
- Ученый также впервые изучил и дал научное обоснование «пчелиному танцу», которым насекомое сообщает другим рабочим пчелам о направлении, месторасположении и расстоянии до источника корма, а также количества запасов нектара в обнаруженном месте.
- Пчелиные танцы
- Пчела, обнаружившая нектар и пыльцу возвращается в гнездо возбужденная и, передав пчелам – приемщицам ценный груз, тут же начинает исполнять характерные круговые движения или танцевальные па.
Если цветочная поляна находится не далее ста метров от гнезда, пчелка очерчивает в пляске круги вокруг ячеек, привлекая внимание сестер, а затем проделывает такой же танец по сотам, но уже в другую сторону. Танцевальное соло насекомого длится в течение нескольких секунд.
Если же расстояние до корма составляет более ста метров, пляска пчелы имеет не круговую траекторию, а более прямолинейную (в виде полукруга), при этом пчела петляет брюшком из стороны в сторону, после чего повторяет движение, но уже в обратную сторону. Чем дальше удалена от гнезда цветочная плантация, тем меньше колебаний производит пчелка.
Таким образом, по степени возбужденности «разведчицы» и характеру ее движений рабочие пчелы узнают об обнаруженной плантации цветущих растений, их удаленности, привлекательности с точки зрения наличия нектара и направления.
Большую роль в жизнедеятельности насекомых играет также звуковое сопровождение танца. У пчел на теле находятся специальные рецепторы, которые воспринимают звуковые сигналы определенной частоты.
Во время танца разведчица издает серию импульсов на частоте тридцать три герца.
Производимые пчелой звуковые импульсы также содержат информацию о дальности медосбора (чем дальше находится медонос, тем частота, число и длительность импульсов выше).
Еще один фактор, помогающий рабочим пчелам быстро определить растения медоносы – это запах, который испускает разведчица.
Рабочие пчелы, получившие верную «ориентировку» вскоре возвращаются «груженные» и выполняют точно такой же танец, в результате чего, все большее количество пчел подключается к сбору нектара именно на этом участке. Таким образом, и происходит процесс регулирования количества пчел на медоносах.
Помимо всего прочего, пчела – разведчица может предупреждать других пчел об опасности (при этом она вибрирует крыльями с частотой триста восемьдесят герц в течение ста пятидесяти миллисекунд). Таким образом, пчела отводит угрозу от своих родственников (если, к примеру, найденный ею источник пищи представляет опасность).
Роение пчел
Размножение пчелиной семьи происходит путем естественного деления колонии и этому биологическому закону подвержены абсолютно все породы пчел. Пчелиная матка выделяет «маточное молочко» поэтому, когда сильная пчелиная семья значительно увеличивается в размерах, этого вещества (особенно у пожилой самки) становится недостаточно для пчел — кормильцев.
К тому же, благополучно перезимовавшие в гнезде насекомые, заменяются на молодых и выносливых, которые только что вышли из ячейки. Эти пчелы полны энергии и способны выкормить в четыре (!) раза больше личинок.
Пропорционально росту числа пчел в колонии возрастает и суточная яйцекладка, благодаря чему в гнезде накапливается большое количество молодых пчел, которым не хватает работы. Если при этом отсутствует медосбор, пчелиная колония перенаселяется насекомыми и плохо вентилируется (происходит ее перегрев).
Поэтому роение, как правило, совпадает с максимальным развитием пчелиной семьи, когда в ней находится наибольшее количество взрослых насекомых.
Первым признаком роения является то, что пчелиная семья строит и формирует до десяти маточников (иногда больше).
Строительство сот при этом приостанавливается, вылет рабочих пчел за нектаром и пыльцой практически прекращается, а в семье появляется большое количество трутневого расплода.
При роении колония делится примерно на две равные части, причем с роем могут улетать пчелы самого различного возраста.
Обычно в теплую и тихую погоду из гнезда сначала вылетают рядовые пчелы, а когда в воздух поднимается большая часть роя, появляется и матка. Она также взлетает вверх, а пчелы начинают кружить вокруг нее.
Сразу после выхода рой прививается к дереву, и может находиться там несколько часов, чтобы затем улететь на новое место, которое заранее отыскивают пчелы – разведчицы.
Примечательно, что оторвавшийся рой может покрывать расстояние свыше двухсот километров.
Из-за погодных условий (холода или дождя) вылет роя может задерживаться и тогда, кроме старой матки с роем могут вылететь и молодые самки, только что покинувшие маточники (первая молодая матка выходит из маточника на восьмой день после запечатывания). По этой причине второй рой, при условии, что погода не задержала выход первого, как правило, вылетает из гнезда на девятый день.
В каждом последующем рое число пчел значительно уменьшается.
Если семья собирается роиться повторно, то пчёлы охраняют имеющиеся в сотах маточники и не допускают к ним первую вышедшую матку.
Сразу после прекращения роения пчелиная матка (королева) прогрызает все маточники и уничтожает самок — конкуренток находящихся в них. После этого матка благополучно спаривается с трутнями и в колонии опять восстанавливается обычный и привычный уклад жизни.
Источник: https://agrostory.com/info-centre/knowledge-lab/medonosnye-pchely-tretya-chast/
Особенности танца пчел и его значение. Развивается ли пчелиный язык? Восприятие танца пчелой
Язык пчел
- Перейти в оглавление раздела:
Пчелы - Язык пчел ; ; ;
Сколько возражений и насмешек вызвали в свое время работы Фриша, посвященные танцам пчел! При этом многие думали, что речь идет о трудах относительно новых, а ведь в действительности первые публикации по этому вопросу вышли еще в 1926 году. К тому же Фриш писал только по-немецки, а в послевоенной Франции лишь немногие из научных работников нового поколения знают немецкий язык. Помню, как я был поражен, когда, получив в центральной библиотеке Музея естественной истории несколько старых трудов Фриша, увидел, что я первый разрезаю их страницы.
Основное понятие, которое никак не хотели признать, было Bienensprache — язык пчел.
Надменные лингвисты (знавшие о Фрише только из двух-трех популярных статей) сейчас же принялись поучать нас, толковать о том, чем является язык и чем он не является, и по каким причинам пчелы навсегда лишены права говорить.
Нужно сказать правду: факты, о которых писал Фриш, были беспримерными в биологии- пчелы-разведчицы указывают своим соплеменницам направление, ведущее к найденному источнику корма, и расстояние до него, и информацию об этом несет ритм и направленность специального, исполняемого на сотах танца. У тех, кто читал подобные заявления, буквально валился из рук ныне ставший знаменитым журнал со статьями Фриша — «Известия сравнительной физиологии» (Zeitschrift fur vergleichende Physiologie) .
Но вот наконец Торпе (Кембридж) пожелал увидеть все своими глазами. В один прекрасный день он прибыл в Тироль, где в Брюнвинкле проводил свой отпуск Фриш, и с места в карьер попросил его показать свои знаменитые опыты. «Это легче легкого, — ответил тот.
— Все, что вам нужно, это улей со стеклянной стенкой, угломер и часы с секундной стрелкой. Я поставлю где-нибудь в парке мисочку с сиропом, а вы разыщете ее, руководствуясь теми указаниями, которые дадут вам сами пчелы».
После этого Фриш удалился, а Торпе остался, как вы можете себе представить, в некоторой растерянности. Ну да что там! Попытка не пытка. И вот хронометр и угломер показывают ему, что пчелы сигнализируют: это отсюда в 400 метрах, под углом 30°, влево от солнца.
Торпе идет в этом направлении: триста пятьдесят метров, четыреста… Он останавливается, сердце его замирает от того ощущения необычного, какое иногда приходится испытывать биологам, — мисочка здесь, он чуть не наступил на нее.
Конечно же, англичанин вернулся, преисполненный энтузиазма, и после его рассказов многие биологи призадумались, не стоит ли, в свете опытов, Ярове» ренных Торпе, повнимательнее перечитать номера «Zeitschrift fur vergleichende Physiologie». Сражение было выиграно.
Опыты и теории Фрища получили всеобщее признание, более того, нашлись биологи, например Бирюков из Фрибурга на Брисгау, которые и у некоторых других насекомых обнаружили, правда в зачаточном состоянии, язык танцев.
В научных журналах ежегодно публикуется по нескольку больших сообщений, посвященных танцам пчел; на них следует остановиться подробнее.
Первый опыт, в котором участвует передача информации
Установим на лугу застекленный улей того типа, который был введен Фришем (в таком улье гораздо легче метить, пчел и наблюдать за ними), поставим на известное число пчел разноцветные метки.
Делается это сравнительно просто, причем с помощью разных красок можно Снабдить индивидуальными метками многие сотни пчел, условившись, например, что метки на груди справа и слева будут обозначать единицы и десятки, а на брюшке — сотни.
Расставим затем в направлении четырех стран света четыре мисочки с медом, каждую на расстоянии 800 метров от улья; если угодно, у каждой мисочки может дежурить наблюдатель.
Пройдет некоторое время, и одна из разведчиц откроет, скажем, северную мисочку; допустим, что это разведчица, помеченная на груди бедой краской.
Она возвращается в улей, и через несколько минут какое-то количество пчел вылетает по направлению к северной мисочке, именно к северной, а не к какой-либо другой. Однако нашей Белогрудки с ними нет.
Вывод может быть только один: разведчица тем или иным способом дала знать своим подругам по улью, где находится источник продовольствия. Расположив все мисочки в одном направлении, по на разных расстояниях, мы без труда убедимся, что пчелы будут посещать лишь одну из них, именно ту, которую открыла разведчица; ясно, что информация может касаться не только направления, но и расстояния…..
P. ШОВЕН. ОТ ПЧЕЛЫ ДО ГОРИЛЛЫ. ИЗД-ВО «МИР», Москва 1965.
Этот запах — пароль, особый для каждой семьи, служит пропуском в жилище, который предъявляют прилетающие домой пчелы. Гормональные выделения кожных желез матки, которые разносятся пчелами по гнезду, активизируют жизнедеятельность семьи и организуют ее. Стоит матке потеряться, как сработает сигнал бедствия, и семья приходит в сильное возбуждение и расстройство.
По феромонам личинок во тьме улья пчелы безошибочно узнают их возраст и потребность в соответствующей их организму пище. Запахи, таким образом, управляют поведением медоносных пчел, обеспечивают жизнедеятельность семьи, как единого, самостоятельного биологического организма. Важнейшее средство общения между пчелами — особые телодвижения на сотах, так называемые танцы.
Известно, что этими сигналами пчелы-танцовщицы сообщают об открытии нового богатого источника пыльцы или нектара, о найденном для роя новом жилище, о времени выхода роя и т. д. Известно два вида танцев — круговой и виляющий. В танце содержатся сообщения о расстоянии до взятка и направлении полета.
Перед началом кругового танца пчела освобождается от нектара, а затем начинает описывать небольшие круги на том месте сота, где до этого сидела.
У каждого из нас есть свой родной язык, на котором мы общаемся. Танец каждой пчелы обладает своим уникальным языком.
Танец пчел — это обыкновенный элемент коммуникации крылатых тружениц. Пчелка не может крикнуть своему товарищу: «Эй, лети сюда, я нашла тут высококачественную пыльцу!», поэтому приходится прибегать к различным методам и сигналам, которые обозначают этот момент.
Сигнал, говорящей о крупном цветочном угодье и тот, который предупреждает об опасности — значительно отличаются.
В соответствии с условиями окружающей среды, насекомые взаимодействуют друг с другом, представляя цельный и организованный организм, каждое движение является каким-то определенным знаком.
Кто открыл пчелиный язык?
Все началось с далекого 1923 года. Ученый-пчеловод из Германии, Фриш, впервые открыл пчелиный язык, который представляет собой круговые движения, сложные и запутанные. Такие движения стали попросту называть «танцем». Танец пчел регулирует всю полевую работу обычных особей.(смотрите фото и видео).
Механизм работы
Перед началом сбора пыльцы вся пчелиная семья сидит смирно. Некоторые отдельные особи вылетают на разведку. В случае обнаружения источника пыльцы к такой пчеле-разведчице устремляется огромное количество помощниц. Ведь когда пчела возвращается с зобиком, полным нектара, она передает его другой соплеменнице, а затем начинает свой особый круговой танец (смотрите на фото).
Танец пчел, конечно же, не макарена, но движения довольно простые — насекомое бегает на соте среди других пчел маленькими кругами, то влево, то вправо. (смотрите фото). Такой танец длится не больше одной минуты. Завершив его, труженица улетает обратно к источнику нектара.
Другой вид танца называют виляющим (смотрите на фото), он состоит из чередующихся полукругов, при этом пчелка покачивает задней частью тела, как бы виляя им. Виляющий вид сигнализирует о том, что пища находится на дальнем расстоянии, а круговой — что лететь далеко не придется.
Более подробно посмотрите на движения на фото.
Функция
Такие танцы мобилизируют сидячих пчел. Некоторые из них в мгновение поднимаются и летят за заводилой. По ее аромату они отыскивают необходимый медонос.
Вернувшись домой, они продолжают исполнять балетные па, вовлекая в процесс оставшихся в улье представителей своего вида. Благодаря этому, они собирают только определенный вид нектара, который имеет свой, особый аромат.
Если корм не источает никакого аромата, тогда в работу включается ароматическая железа.
Пчелиный язык очень сложный и многогранный, существует целый набор определенных движений, который может характеризовать выполнение различных действий. Чтоб осознать его, необходимо полностью включиться в основы жизнедеятельности маленьких работников.
Значение при роении
При роении пчелиная коммуникация играет большую роль. Отроившиеся пчелы предпочитают держаться поблизости, но вот разведчицы неустанно ищут место нового жилья. Если они находят подходящее — то показывают остальному рою, куда нужно лететь, где строить новое гнездо. Такие манипуляции происходят без наличия пищи, они более продолжительны по своему времени.
Вот таким вот образом маленькие любители прекрасного общаются между собой. Это еще один момент, которому стоит поучиться у полосатых жителей улья. Если бы люди могли общаться при помощи искусства, то и агрессии в этом мире было бы значительно меньше!
Видео
На видео и фото вы можете наблюдать собственными глазами это прекрасное и завораживающее явление!
Догадки, что в улье есть пчёлы-разведчицы, были давно. Например, у А.С.Пушкина есть такие строки:
Вылетала первая пчёлка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать.
Источник: https://pikapost.ru/otdyh-s-detmi/osobennosti-tanca-pchel-i-ego-znachenie-razvivaetsya-li-pchelinyi-yazyk/
Особый язык пчелиных танцев
Что мы знаем о пчелах? Что пчелиная семья, или пчелиная община, представляет собой слаженный механизм. Пчелы трудолюбивы, они весь день работают. А как иначе? Чтобы выработать 100 г меда, пчела должна посетить около миллиона цветков!
В своем постоянном труде по добыванию нектара, строительству сот, уходу за личинками бедным пчелам не обойтись без тесного общения друг с другом. А как они говорят?
Язык и мимика
Еще в 1930-х годах мюнхенский зоолог Карл Фриш заметил, что у пчел есть своеобразный язык мимики, который выражается в танцах. Пчела — сборщица нектара, нашедшая источник корма, сообщает об этом другим обитателям улья сложными движениями тела — танцами. Оказывается, танцы у пчел не праздное занятие, как у людей, а средство общения.
Пчела-разведчица, обнаружив цветущее поле, толкается в соты своих подруг, сообщает им о находке и в сильном возбуждении начинает танцевать — вилять кончиком брюшка в разные стороны. Чем ближе место находки от улья, тем возбужденнее ее движения.
Танцуя, она делает несколько шажков в определенном направлении по прямой, резко поворачивает в сторону, затем снова повторяет танец — и так до 20 раз. В полной темноте улья подруги не увидели бы танца разведчицы, но они прикасаются к ней усиками и повторяют его, а после нескольких повторений летят к указанному месту.
Расстояние до него они определяют по ритму танца, по времени исполнения фигур, причем время это измеряется с феноменальной точностью — до 0,01 секунды. Начало и окончание фигуры танцовщица регистрирует жужжанием крылышек.
Агент 007
Пчела-разведчица с большой точностью указывает местоположение кормового участка и ориентируется по солнцу. Если участок находится по направлению к солнцу, то, танцуя, она движется сверху вниз, при направлении от солнца — снизу вверх, при других направлениях делает любой угол между положением солнца и источником пищи.
Величина угла, определяемая фасетками глаз, удивительным образом транспонируется (перекладывается) на силу тяжести, которую пчелы отлично различают.
На горизонтально лежащих сотах не нужно никакого транспонирования. Пчела просто указывает направление источника питания.
Если повернуть соты, не меняя горизонтальной плоскости, то она, подобно магнитной стрелке компаса, поворачивается на найденный корм.
Расстояние до источника корма не свыше 100 метров вообще не дается разведчицей, а указывается лишь наличие его. Какие найдены растения, пчелы узнают по ароматам, которые она принесла на своем теле. При полетах дальше 100 метров сигнализируются не только расстояния и направления, но и сила встречного, бокового или попутного ветра.
На этот фактор, как и на другие, мешающие или способствующие полету, в сообщениях пчел даются поправки — расстояние или удлиняется, или укорачивается в зависимости оттого, какие трудности придется преодолеть в пути. С биологической точки зрения это вполне понятно: для пчел важно знать, сколько потребуется времени и силы для достижения цели. А биологические часы у них работают превосходно.
Летим ее свет
Интересно, что пчелы не только точно придерживаются указанного курса, но и ориентируются по высоте стояния солнца, если оно даже закрыто облаками. Это загадочное явление связано с тем, что пчелы руководствуются ультрафиолетовым и естественно поляризованным светом.
Ультрафиолетовые лучи, как доказал Карл Фриш (1959), проникают даже через сплошной облачный покров, и поляризованный свет, волны которого колеблются в одной плоскости, пробивается через малейшие просветы в облаках. Глаз пчелы, состоящий из 5 000 фасеток, играет роль анализатора. Имея такой чудесный оптический прибор, пчела по любому участку ясного неба определяет положение солнца на горизонте.
Человек это может сделать только с помощью приборов. Кроме дневного небесного светила, ориентирами для пчел служат и более простые указатели: рельеф местности, запахи, различные предметы и их окраска. Пчела наверняка допустит ошибку и залетит в рядом стоящий чужой улей, если его окрасить в соответствующий цвет.
Танцуют все!
Танцевальный язык очень нужен пчелам и во время роения. Прежде чем покинуть обжитое убежище, нужно подобрать новое со всеми удобствами и тогда уже переселяться. Новый дом должен иметь достаточную жилплощадь, в него не должна проникать вода и дуть ветер, нужно, чтобы в нем хорошо пахло и не было муравьев — ненужных сожителей. На подыскание жилья в разные стороны вылетает целая бригада пчел.
Они тщательно осматривают каждое дупло в дереве, дыру в стене, а то и скворечник. Каждая разведчица своими танцами докладывает улью результаты обследования. Поскольку дело очень важное, танцы длятся не одну-две минуты, как при сборе нектара, а часами (иногда по двадцать часов кряду). За это многочасовое выступление разведчицы во мраке улья солнце пройдет большой путь по небосводу.
Казалось бы, угол между положением солнца на горизонте и направлением к новому дому, куда показывает пчела, должен сильно измениться и ее сообщение уже не имеет никакой ценности. Но этого не бывает. Внутренние биологические часы с точностью до 0,01 секунды сообщают пчеле, сколько прошло времени с тех пор, как она подлетела к улью и на какой угол за это время переместилось солнце.
Как показали длительные наблюдения, пчела-разведчица, сообщая танцами азимут направления, непрерывно меняет направление в строгом соответствии с движением солнца. В опытах немецкого зоолога Линдауэра одна из таких танцовщиц начала танцы в два часа дня.
При заходе солнца она показывала туда, где дневное светило закатывалось за линию горизонта, а ночью безошибочно указывала положение его над Америкой, Азией. И в одиннадцать часов следующего дня неутомимая танцовщица продолжала указывать положение солнца на горизонте с точностью до двух градусов. Нам бы такое усердие!
Инна ШЕВЧЕНКО
Если вы хотите выложить эту статью на ваш сайт или блог, то это разрешается лишь при наличии активной и индексируемой обратной ссылки на источник.
Источник: http://goodnewsanimal.ru/news/osobyj_jazyk_pchelinykh_tancev/2014-11-25-4384
Танцующие пчёлы
- Роберт Дулан Перевод: Алексей Калько
- Переведено с разрешения creation.com
Представьте, что вы – пчела. Одним солнечным весенним утром вы покидаете свой улей и разведываете окружающую территорию, пока не находите поле, усеянное только распустившимися цветами. Запасы еды в вашем улье, которыми всю зиму питались 15 тысяч пчёл вашей колонии, практически закончились. Но только что на этом поле вы нашли новый источник пищи. Вы наполняете свой специальный медовый зобик нектаром и летите 250 метров назад к своему улью.
Другие пчёлы ещё не знают, где найти цветочное изобилие, открытое вами. Размер вашего мозга – всего лишь с булавочную головку, но вы понимаете, что для того, чтобы полностью использовать этот новый источник пищи, без помощи не обойтись.
К началу лета размер вашей колонии может достигнуть более 80 тысяч пчёл. Но то небольшое количество пыльцы и нектара, которое вы можете собрать за один полёт, не позволит прокормить всех членов вашей колонии.
Так как же вы расскажете другим пчёлам вашего улья, где они могут найти открытое вами поле с цветами?
В начале 20-го века австрийский натуралист Карл фон Фриш озадачился этим интересным вопросом. Очарованный тем, как медоносные пчёлы работают сообща, фон Фриш начал изучать их глубже.
Он обнаружил, что одна из самых удивительных особенностей пчёл – это то, как они общаются. Фактически, у пчёл один из самых экстраординарных способов общения среди всех насекомых.
Фон Фриш открыл, что пчёлы объясняются между собой не только тактильно и на вкус, но также с помощью танца.
Фактически, у пчёл один из самых экстраординарных способов общения среди всех насекомых.
Для того, чтобы указать местоположение источника пищи, который находится слишком далеко от улья, чтобы другие пчёлы могли увидеть или унюхать его сами, пчела-разведчик выполняет танец на сотах внутри улья.
Другие пчелы собираются вокруг и чётко повторяют движения танцора.
Они имитируют её движения (танцуют лишь рабочие пчелы, а они все – женского пола) и запоминают аромат цветов, с которых танцующая пчела собирала нектар.
Если новый источник пищи находится неподалёку, скажем, в пределах 50 метров от улья, пчела совершает круговые движения на поверхности сот. Она делает круг диаметром два или три сантиметра, после чего разворачивается и кружится в обратном направлении.
Это говорит другим пчёлам, что еда находится недалеко. Аромат, который они улавливают, указывает им, как пахнет новая еда. Поэтому они покидают улей и начинают кружиться вокруг него, постепенно увеличивая радиус полёта, пока не найдут новое поле цветов.
«Круглый танец» говорит, что источник еды неподалёку. Танец в форме «восьмёрки» указывает на отдалённый источник.
Танец указывает расстояние
Когда новый источник нектара или пыльцы находится далеко, пчела-разведчик вносит замысловатые изменения в свой танец. Она выполняет танец в форме «восьмёрки» с виляющими движениями в центре фигуры. У разных видов пчёл варьируется расстояние, на котором происходит переход формы танца от круга к восьмёрке. Однако путаницы не возникает, поскольку расстояние неизменно для каждого улья.
Каждое движение разведчика несёт информацию для других пчёл. Расстояние до источника нектара может быть определено по количеству кругов, которые пчела-танцор делает за определённый интервал времени, а также по вилянию её брюшка. Чем больше расстояние, тем медленнее она виляет брюшком.
Направление, в котором находится еда, сообщается углом, под которым танцующая пчела пересекает круг. Если она виляет поперёк круга вертикально вверх, пчёлы, наблюдающие за ней, понимают, что еда находится в направлении к солнцу.
Если она пересекает круг вертикально вниз, они знают, что им нужно лететь от солнца.
Сверху показаны схемы танцев, которые выполняет пчела, чтобы показать другим в улье расстояние и направление к новому источнику еды.
В случае, если пчела-танцор пересекает круг под углом, другие пчёлы понимают, что нужно лететь правее или левее от солнца под тем же углом, под которым пчела-танцор пересекала круг налево или направо относительно воображаемой вертикальной линии.
Этот великолепный танец медоносных пчёл – поразительная способность в мире насекомых. Учитывая сложные элементы танца и детальную информацию, которую в них вкладывают и понимают все медоносные пчёлы мира (у фон Фриша расшифровка танца заняла 20 лет), мы имеем полное право серьёзно усомниться в том, что этот процесс мог как-либо эволюционировать.
Мог ли танец эволюционировать?
Давайте попробуем представить, как эта система эволюционировала. Пчела обнаруживает цветущее поле. Она возвращается в свой улей, и никто кроме неё не знает, где она наполнила свой медовый зобик. Сама она тоже не может им рассказать.
Поэтому улей должен ждать до тех пор, пока отдельные пчелы случайно не попадут на то же поле, либо же она сама должна продолжать летать туда и обратно в надежде, что кто-то последует за ней.
Что ещё хуже, она сама может не запомнить, как вернуться к полю.
Теперь давайте представим, что в один прекрасный день одна находчивая пчела изобретает танец.
Как она сможет рассказать другим, что он означает? Как она сможет объяснить задействованную в танце геометрию – что угол, под которым она пересекает круг, равен углу между солнцем и источником нектара? А если солнце сядет прежде, чем другие пчёлы поймут это? Как она объяснит им, что изобрела два танца – один для источника, находящегося неподалеку, а другой – для источника на большом расстоянии.
Точно скоординированный язык, который пчёлы используют для выживания, имеет слишком много необходимых и независимых составляющих, чтобы эта система могла эволюционировать. Логика и здравый смысл заставляют нас сделать вывод, что весь этот процесс был заложен в пчёл при их создании.
Как пчела-танцор расскажет им, что если она виляет брюшком очень медленно, то поле очень далеко, а если очень быстро – значит, поле неподалеку? Как они поймут, что если она движется вверх по сотам, то им нужно лететь к солнцу, а если вниз, они должны лететь в обратном направлении?
Ещё более важный момент в том, что если этот процесс медленно эволюционировал в течение длительного времени, как выживали предки пчел, пока эта система общения эволюционировала? А если они выжили без этого сложного метода, зачем изобретать новую систему, которую практически невозможно объяснить?
Как и многие другие чудеса Божьего творения, медоносная пчела является потрясающим свидетельством против эволюции и в пользу замысла и цели, вложенных Создателем.
Точно скоординированный язык, который пчёлы используют для выживания, имеет слишком много необходимых и независимых составляющих, чтобы эта система могла эволюционировать.
Логика и здравый смысл заставляют нас сделать вывод, что весь этот процесс был заложен в пчёл при их создании. Как и сами пчелы, он не эволюционировал, и не мог.
Танец в форме восьмёрки также используется, когда пчёлы выбирают место для их нового жилища. Когда пчелиная семья слишком разрастается, матка вместе с частью колонии может покинуть улей в поисках нового дома. Она оставляет в специальных маточниках одно или несколько яиц, из которых оставшиеся пчёлы выведут новую матку.
Старая матка вместе со своим роем сперва собираются где-то неподалёку, например, на ветке дерева. После этого рабочие пчёлы отправляются, чтобы разведать подходящее место для нового гнезда.
Любой разведчик, который находит потенциальное место, возвращается к другим и показывает им, где находится приглянувшееся ему место, выполняя танец в форме «восьмёрки» на поверхности роя пчёл.
Другие пчелы обследуют каждое такое место и возвращаются к колонии, чтобы рассказать, что они «думают» о нём. Энергичность их танца отражает их мнение об определённом месте. В конце концов, одно из мест получает одобрение, иногда после нескольких дней поиска, и рой направляется туда, чтобы построить там новое гнездо.
Один учёный четыре дня наблюдал за этим конкурсом танцев, записывая направления и расстояния до потенциальных мест. Он определял, какое из мест быстро набирает популярность, и поспешил туда, чтобы найти его. Он прибыл на новое место обитания даже раньше, чем сами пчелы!
Такое сложное общение, как нам кажется, невозможно объяснить, если верить в то, что пчёлы и их язык эволюционировали.
Статьи по теме
Видео по теме
Танец пчелы – удивительный способ указать путь
Удивительные творения Замысел Насекомые Членистоногие
Источник: https://creationist.in.ua/reading/articles/252
Танцы пчел на сотах
Наблюдая за жизнью пчелиной семьи можно увидеть, что у каждой пчелки в улье есть свои обязанности, которые она четко выполняет, и в зависимости от возраста обязанности эти меняются.
Но нельзя не заметить и удивительную согласованность работы пчел, способность их передавать друг другу сигналы о приближении опасности, о богатом источнике корма, отсутствии матки или координаты места, где можно создать новое жилище.
В настоящее время известны несколько вариантов передачи пчелами информации друг другу. Один из таких способов, который используют пчелы-разведчицы — это своеобразные движения, напоминающие танцы, их так и называют танцы или пляски на сотах. Пчеловоды с давних времен подметили эту особенность поведения пчел во время медосбора. Во время танца пчела может совершать круговые движения, а может описывать восьмерки. Раньше считали, что пчелы танцами выражают радость от хорошего медосбора, позднее ученый Эрнст Спитцнер в 1788 году предположил, что танцы пчел — это их способ общения, а уже в начале 20 века исследователь К. Фриш в свою очередь утверждал, что пчелы-разведчицы с помощью круговых движений танца сообщают о богатом источнике нектара, а «виляющими» — о том, что поблизости, есть место богатое пыльцой.
Но позднее в 1946 году он сам опроверг правильность, сделанных наблюдений и опубликовал новую работу, где писал, что в результате новых исследований в области изучения поведения пчел, они с группой ученых пришли к выводу, что танцем пчела сообщает не о том, что именно находится в округе, пыльца или нектар, а о том, на каком расстоянии от улья и в какой стороне располагается источник корма.
Дальнейшие исследования ученых и пчеловодов разных стран показали, что с помощью танца пчела разведчица сообщает пчелам не только качественную составляющую корма, месторасположения растений медоносов, но и указывает на силу взятка в этом месте.
Помимо этого обнаружили, что движения в пчелином танце более разнообразны, чем ранее полагалось, могут быть, например, в виде серпа, то есть незавершенного круга или буквы «с», зигзагообразные, виляющие, круговые, восьмерчатые.
На данные момент удалось даже расшифровать значения некоторых движений танца пчел. Например круговой танец означает, что до источника корма не дальше 100 метров от улья, а «восьмерка» или знак бесконечности — значительно более дальнее расстояние.
Если танец пчелы-разведчицы активен , энергичен, то тем самым она будто радуется и сообщает, что рядом полно медоносов и соответственно крупный источник нектара и пыльца.
Если же танец медленный, тягучий, то это означает, что до корма придется лететь далеко.
С помощью танца пчела-разведчица сообщает не только расстояние, но и направление полета пчелам-сборщицам. Ориентиром для этого служит солнце, ультрафиолетовые лучи которого пчелы различают даже, если небо затянуто тучами.
Сторону полета пчела задает направлением танца, то есть если она стремится вверх, значит необходимо лететь в сторону солнца, если вниз, — значит наоборот от него, вправо или влево — означает соответствующую сторону от солнца.
Причем пчела при этом учитывает и движение солнца, соответственно сообщая координаты, удивительным образом учитывает и это обстоятельство.
Помимо этого точно известно, что во время танца пчела-разведчица передает ультразвуковой сигнал пчелам. Расшифровать его до настоящего времени пока не удалось, либо возможно, нам пока не известны результаты таких исследований.
Хорошо известно, что пчелы могут ощущать запах растений медоносов на расстоянии километра. Поэтому пчелы сборщицы не только наблюдают за танцем пчелы-разведчицы, но и запоминают запах нектара и пыльцы на ней и соответственно безошибочно находят по имеющимся ориентирам их источник.
- Интересное по теме:
- Уроки пчеловодства
- Календарь пчеловода
Источник: https://kupi-uley.ru/tanec_pchel.php
Пчелиные танцы
В далеком 1923 г. австрийский ученый Карл Риттер фон Фриш выяснил, что пчелы могут сообщать друг другу о многих вещах с помощью своеобразного танца. За это открытие, а также за другие свои заслуги, ученый получил Нобелевскую премию.
«Язык пчел» представляет собой довольно сложные движения насекомого, напоминающие танец, за которым внимательно наблюдают другие пчелы семьи. Эти танцы представляют собой своего рода шифр или сложную систему сигналов, с помощью которой пчела-разведчица объясняет, куда лететь за взятком и чем именно там можно будет поживиться.
Работа пчелиной семьи по сбору нектара с цветов — это не спонтанный труд каждой отдельной особи, которая никому не подчиняется. Это, как выяснилось, строго регламентируемый и регулируемый процесс.
Перед началом работы большинство рабочих пчел, занятых на сборе нектара, спокойно сидят в улье. Лишь изредка то одна, то другая пчела вылетают из своего жилища и устремляются на поиски. Как правило, это происходит ранним утром.
Насекомые никогда не летят на разведку в большом количестве. Подвижная пчела тратит много энергии, а чтобы пополнить ее — много ест. Поэтому миссию по поиску скоплений медоносов поручают отдельным пчелам-разведчицам. Удел остальных рабочих пчел — ждать их возвращения.
Рабочие пчелы прикасаются усиками к разведчице-танцовщице
Когда пчела-разведчица возвращается, она отдает нектар пчелам-приемщицам и практически сразу же начинает круговой танец. Он состоит в том, что насекомое быстро бегает по сотам в гуще других пчел.
Сторонний наблюдатель назвал бы эти движения суетливыми, но это пчелиный танец. Насекомое описывает круги, то большие, то меньшие, перемещаясь то вправо, то влево. Танец продолжается от 20 сек до 1 мин.
Окончив его, пчела улетает обратно к источнику взятка.
Есть и другой танец, который называется виляющим. Пчела на бегу описывает полукруг, затем возвращается к тому месту, откуда она начала танец, снова делает полукруг в другую сторону и опять бежит прямо, при этом помахивая брюшком влево и вправо. Таким образом, пробеги по полукруглым траекториям вправо и влево, или дуговые пробеги, чередуются с прямыми с помахиванием брюшком.
С самого начала танцев, которых по мере возвращения разведчиц становится все больше и больше, в улье начинается большое оживление. Многие пчелы пытаются повторять его, касаются танцующей пчелы усиками, а потом вслед за ней вылетают из улья.
Руководствуясь запахом медоноса, который исходит от танцующей пчелы и координатами, которые в зашифрованном виде указал им танец, рабочие пчелы устремляются к источнику взятка.
Вернувшись в улей с нектаром, они в свою очередь проделывают ровно то же самое, что до них делали пчелы разведчицы. Другие пчелы наблюдают уже за ними. Таким образом, процесс вовлечения пчел в полет за взятком протекает лавинообразно.
Именно поэтому если выставить во дворе блюдце с остатками меда, на нем долго не появляется пчел, но стоит присесть всего одной, как спустя некоторое время появляются еще четыре пчелы, потом 20, а потом 200, и почти всегда это жительницы одного улья.
Однако если рабочая пчела, прилетев в определенное место, обнаружила, что там уже нет обещанного, она отправляется в улей с неполным зобиком и не танцует.
Пока пчелы выбирают весь нектар с первой разведанной делянки, разведчицы находят еще несколько, и процесс лавинообразного устремления за взятком повторятся снова.
Отмечено, что пчела-разведчица ведет себя по-разному в зависимости от того, какой корм она отыскала. Если он без запаха, такой как сахарный сироп, то пчела пользуется во время танца пахучей железой, расположенной у нее на брюшке.
Рой ждет, пока ему «станцуют» путь к новому дому
Для того чтобы отыскать источник взятка в безветренную летную погоду, пчелы ориентируются не только на те координаты, которые почерпнули из танца разведчицы, но еще и на душистый след, что остается в воздухе.
Но вернемся к танцам. Во время танца пчела может двигаться вверх, вниз, влево и вправо или под любым углом к этим направлениям. Наблюдательные ученые выяснили, что с помощью направления прямого пробега по сотам во время танца пчела указывает направление полета к источнику взятка.
Оказалось, что направление прямого пробега тесно связано с положением солнца. Если за взятком нужно лететь к солнцу, то пчела бежит вверх, если от светила, то вниз.
Если лететь нужно вправо или влево под углом от солнца, то прямой пробег выполняется под точно тем же углом и в ту же сторону.
Таким образом, во время прямого пробега пчелы дают информацию своим сестрам о направлении источника взятка и расстоянии до него.
В зависимости от породы пчел танцевальные па могут несколько различаться. Так, медоносная пчела итальянской породы указывает координаты от источника нектара с точностью до 7 м, а пчелы индийские — до 2 м. Кроме того, посредством танца насекомые рассказывают и о тех ориентирах, которые можно увидеть по пути к источнику нектара.
Во время процесса роения также активно используется пчелиный язык танца. Сразу после вылета из своего материнского гнезда рой оседает где-нибудь неподалеку. Пчелы большим шевелящимся клубком концентрируются вокруг своей матки. Из роя вылетают разведчицы и разлетаются в поисках нового удобного жилища. Затем они возвращаются к рою и начинаются танцы.
Как вы уже знаете, с помощью танца пчелы указывают координаты. На этот раз — места расположения нового потенциального жилища. Но так как разведчиц вылетело много, потенциальные жилища они, скорее всего, нашли разные, поэтому пчелиная семья оценивает различные варианты новоселья и выбирает наилучший. То есть, из танца пчелы узнают не только координаты, но и особенности нового жилья.
Когда место выбрано, причем исключительно «со слов» танцовщиц-разведчиц, пчелы дружно снимаются с ветки и летят к новому дому.
Танцы при роении несколько иные — они более продолжительны, с перерывами, и пчелы в это время не приносят никакой пищи. Чем лучше выбрано место для посадки роя, тем интенсивнее танцы разведчиц.
Сначала ученые думали, что круговой танец привлекает пчел на сбор нектара, а виляющий — на сбор пыльцы. Однако потом выяснилось, что оба танца мобилизуют пчел и на сбор нектара, и на сбор пыльцы, но различие между ними совершенно другое.
Как оказалось, круговой танец исполняется в том случае, если источник взятка находится не далее метра от улья, чем дальше корм, тем больше круговые танцы похожи на виляющие. Если корм расположен на расстоянии 100 м от улья и более, то танец становится только виляющим.
- Значение прямого пробега в виляющем танце довольно сложно, но оказалось, что вполне дешифруемо, если подключить к процессу разгадывания простую логику.
- Выяснилось, чем дальше расположен корм, тем длиннее и продолжительнее прямой пробег.
- Кроме того, в результате наблюдений со всей очевидностью доказано, что зависимость ритма танца от расстояния до взятка настолько определена, что, следя за виляющим танцем по часам и подсчитывая повороты пчелы, можно весьма точно определить с какого места танцовщица принесла нектар.
Источник: https://web-zoopark.ru/pchely/pchelinye-tantsy.html
Танцы пчел — пчеловодство — словарь справочник
ТАНЦЫ ПЧЕЛ — это сообщение о появление источника нектара и пыльцы; о найденном дерево, из почек которого можно собрать прополис, чтобы закрыть в улье щели; об обнаружении водяных источников или новое место, пригодное для строительства гнезда. При наличии в природе обильного взятку Т. б. мобилизует пчелиную семью на работу, во время слабого взятку Т. б. не происходит.
Пчела-разведчица, найдя богатый источник нектара или пыльцы, после возвращения в улей танцует на сотах с полным зобком добычи. Т. б. — своеобразная «речь», сигнал, с помощью которого пчелы узнают о расстояние от улья до источника взятку, о направлении, в котором он находится, о род корма.
У пчел существует две разновидности движений — круговые и вихлясті. Каждый Т. о. принципиально отличается от другого и несет важную информацию. Следует сказать, что пчелы в полетах всегда ориентируются по солнцу, и даже в облачные дни они чувствуют и знают его положения. Это важно знать, потому что в танце пчелы-разведчицы обязательно указывается маршрут к взятку относительно солнца.
Во время цветения многих видов растений пчелы-разведчицы разыскивают те из них, которые больше наполнены нектаром, и Т. б. резвее, а при выявлении менее богатого источника взятку — менее энергичный. Сила специфического запаха, сладость нектара, принесенные домой пчелой-разведчицей, определяют степень мобилизации сил семьи.
Пчела-разведчица, найдя новый источник корма, оставляет на нем пахучую вещество, выделяемое железами на кончике брюшка, вступает в зобок корм и летит в свой улей. Пахучее вещество помогает отыскивать цель членам ее семьи, поднятым по тревоге.
Прилетев в улей, пчелы-разведчицы бежит наверх сотах в гущу пчел. Отрыгнув с зобка собраны меды, она передает его двум-трем пчелам. Освободившись от корма, сборщица начинает свой танец. Если расстояние между источником кормов и ульем не превышает 100 метров, она делает круговой танец.
Быстрыми мелкими шагами она обегает вокруг одной ячейки, затем поворачивается на 180° и пробегает по кругу в обратном направлении. Она несколько раз повторяет этот цикл движений. После этого пчела летит на те места, где нашла нектар, а заинтересованы пчелы вылетают за ней и ищут по запаху источник взятку.
Если корма окажется достаточно много, то, вернувшись, пчелы будут выполнять такие же танцы, привлекая новых пчел.
Пчела, которая посетила дальние места с источниками корма, выполняет вихлястий танец.
Своими движениями она описывает полукруг размером в несколько ячеек сначала влево, затем пробегает по прямой линии 2-3 ячейки до исходного пункта и, повернувшись в другую сторону, делает второе полукруг и снова возвращается к исходному пункта. Вихлястий Т. б. может длиться несколько минут.
Отличается он от кругового Т. б. не только формой рисунка, а еще и тем, что во время прямолинейного пробега пчела делает быстрые вихлясті движения брюшком, одновременно издавая шорох, чем сильно привлекает внимание других пчел.
Пчелы, которые нашли источники взятку, могут задать расстояние к нему продолжительностью вихлястого пробега. Пчелиная семья во время Т. б. получает сигнал о направлении, в котором нужно искать источник корма. Будет Т. б.
выполнен на горизонтальной или вертикальной поверхности, он все равно укажет прямо на место взятку относительно солнца. Пчела принимает за основу угол между направлением, в котором она летела к взятку, и прямой линией до солнца и сохраняет его в танце.
Если прямолинейный пробег с вихлянням брюшка направлен вертикально снизу вверх, то нужно лететь из улья к солнцу, а если сверху вниз, то против солнца. Прямолинейный пробег под определенным углом к вертикальной линии указывает, под каким углом от солнца нужно лететь.
Например, пчелы делает вихлястий пробег под углом 60° влево от направления вверх, это означает, что взяток был взят влево под углом 60° от прямого направления от улья к солнцу и т.п.
Расстояние до взятку пчела указывает скоростью и количеством движений брюшка у вихлястому танцы. Чем дальше обнаружен корм, тем более медленные движения пчелы, и прямой пробег с вихлястими движениями брюшком занимает больше времени.
В отличие от пчел-разведчиц, которые приносят сведения о место расположения медоносных растений, пчелы — складальниці пыльцы не приносят в улей нектар, но доставляют небольшую часть цветочной пыльцы на пильных штанишках. Они также выполняют круговые и вихлясті Т. б., сообщая складальницям пыльцы расстояние и направление источника корма.
Источник: http://na-uroke.in.ua/778-3.html